«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет»

               (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

             На встречу с самым изящным видом искусства – балетом, представленном на фотовыставке «Балет, балет, балет…», в импровизированный «театр» «Зала истории танца» музея - заповедника «Усадьба С.Н. Худекова», 8 ноября собрались гости и жители села Ерлино, работники культуры и образования, учащиеся Ерлинской основной общеобразовательной школы.

         Предвещал открытие выставки рассказ об истории европейского и русского балета, который прозвучал в ходе презентации, где транслировались редкие фотографии, документы, а также видеофрагменты из балета «Баядерка».

         Балет, как отдельное направление в искусстве, появился в конце 16 века в Италии. Первый русский балет, «Балет об Орфее и Евридике», был поставлен в 1673 году, но особого впечатления на великокняжеский двор он не произвел: посмотрели западноевропейскую новинку и забыли.

     Однако уже в начале 18 века придворным вельможам пришлось самим учиться танцевать, чтобы не ударить в грязь лицом на знаменитых петровских Ассамблеях. Прорубая окно в Европу, Петр хотел и родную страну сделать частью этой Европы, а потому не скупился и вместе с корабельными мастерами выписывал оперных певцов, музыкантов и танцовщиков. С этого же времени в России начинается развитие балета.

     Первая балетная школа открылась в России в 1738 году. В нее набрали мальчиков и девочек из числа крепостных, а первыми педагогами были иностранцы.

     Именно в XIX веке появились поистине «бессмертные» балеты «Баядерка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», которые до сих пор не сходят со всех ведущих мировых сцен.

     Высшим триумфом русского балета стали «Русские сезоны» в Париже, организованные С. П. Дягилевым. Вот тогда балет стал ассоциироваться во всем мире с русскими фамилиями: В. Нижинский, А. Павлова, Т. Карсавина, М. Фокин и конечно же, С.Н. Худеков, который практически в каждом номере своей «Петербургской газеты» публиковал рецензии на балетные спектакли и бенефисы артистов балета.

      После Революции 1917 года многие танцовщики и хореографы покинули Россию, уехали за границу и Павлова и Кшесинская и Плещеев – друзья С.Н. Худекова, но он, как истинный сын своего Отечества, остался верен России.

   Немного печально и очень трогательно прозвучало на открытии выставки письмо С.Н. Худекова, написанное незадолго до его кончины о том, что он до последних дней сохранил горячую любовь к русскому балету, именно которая и поддерживала его все оставшиеся годы.

               Выставка продлит свою работу до 8 декабря 2019 года.